Полина Каштанова – настоящая сельская женщина. За 39 лет жизни ни разу не изменила своей любимой Николаевке. И работе на молочной ферме.
В 2001 году она окончила 9 классов местной школы. Мечтала быть поваром, но не получилось.
– Можно сказать, с последнего экзамена сразу на работу, – начинает разговор Полина Васильевна. – Стала оператором машинного доения.
Наставницей на ферме была мама, Вера Владимировна. К сожалению, ее уже нет два года. Она всю жизнь трудилась дояркой и телятницей. Полину научила всем премудростям профессии.
– Доить коров я умела с детства. Дома-то вручную справлялась, а на комплексе доильный аппарат, – объясняет сельчанка. – Его надо было освоить, правильно подключать и уметь держать в руках.
У Полины в группе было 35 коров. У каждой свой нрав. Даже доились по-разному. Одна за 10 минут отдавала молоко, другая за 15, третья и того больше. За смену с 6 утра до 9 вечера надо было всех животных подоить утром, в обед и вечером. К такому ритму девушка привыкала трудно.
– Поначалу молоко на пункт сдачи мы сами носили ведрами на руках. В первое время и плечи, и ноги болели. Потом втянулась. Ничего, нормально, – улыбается опытная доярка.
– Сейчас у вас столько же коров?
– Да что вы! Теперь у меня 1200 голов!
– А график работы прежний?
– Тоже изменился. Два дня в день, два дня в ночь. Потом отдыхаю полтора суток. И так по кругу.
– Сойти с круга не хотелось?
– Не-е-ет. Привыкла. Я даже в отпуск ухожу и не выдерживаю долго без работы. Через две недели бегу на ферму.
– Чтобы ведрами носить молоко?
– Так это было раньше! А сейчас на ферме в Кабанкино, где я работаю, современное оборудование облегчает наш труд. Молоко бежит на пункт по трубам. Мы его и не видим, оно не соприкасается с воздухом. Компьютеры показывают коров, их номера, сколько литров получили с каждой, продуктивность, жирность – все сведения находятся в базе данных. Удобно. Ушли те времена, когда информацию проверяли вручную, устраивая для статистики и анализа контрольные надои.
Сегодня на молочном комплексе функционирует специальная установка под названием «Карусель». На нее разом заходят 40 коров. Дояркам не нужно подходить к каждой из них. Животные сами подъезжают к оператору. Она обработает вымя и подключает доильный аппарат.
– У них уже рефлекс выработался, – подмечает оператор машинного доения. – Бывает, даже дерутся, чтобы первым попасть на доильное место и освободиться от молока. Под монотонный звук плавно передвигающегося конвейера наши коровы иногда и засыпают. Так нравится им карусель.
Жизнь Полины тоже словно карусель. Каждый раз шагает по одной и той же тропе к своим буренкам, а потом возвращается домой. И так уже 24 года.
– Двое детей за это время выросли. Даниле 18 лет исполнилось. Армия впереди. Ждет повестку с военкомата, – с волнением произносит мать. – Григорию 16 будет. Вдвоем помогают дедушке – моему отцу. Он рядышком живет. Всю жизнь до самой пенсии трудился в колхозе.
Сыновья, по словам матери, отвечают за живность на подворье и за огород, который утопает в овощах и в цветах. Петуньи, розы, разноцветные астры…
– Я и на ферме посадила фикусы и фиалки. Заведующий горшочки нам принес для комнатных растений. Хорошо прижились цветочки, – радуется сельская труженица. – С ними уютно. Красиво.
Яркие клумбы во дворе дома в пять часов утра провожают хозяйку на ферму. Там ее тоже встречают цветы, а потом буренки. Она всех поприветствует, улыбнется и… за работу!
Справка.
За многолетний и добросовестный труд в агропромышленном комплексе Полина Каштанова имеет награды:
Благодарственные Письма министерства сельского хозяйства и
Законодательного Собрания Оренбургской области.
Грамоту и свидетельство о присвоении звания «Лучший по профессии» от руководства ООО «Рассвет» и районного сельхозуправления.
Лилия Сафарова.
Фото автора.












