В декабре 1864 года, 160 лет назад, произошло одно из самых удивительных и героических событий в русской военной истории: сто казаков стойко противостояли войску численностью в десять тысяч человек.
В конце ноября 1864 года кокандский мулла Алимкул с армией в 10 тысяч человек отправился из Ташкента в сторону крепости Туркестан, намереваясь напасть на русские поселения Семиречья. Узнав о том, что в степи могут находиться соперники, комендант Туркестана отправил на разведку сотню уральских казаков под командованием есаула Василия Серова. В составе отряда было 2 офицера, 5 урядников и 98 казаков, а также 4 артиллериста, фельдшер, обозный и три посыльных казаха. При встрече с киргизами Серов узнал, что селение Икан, находящееся в 25 километрах от Туркестана, уже захвачено кокандцами.
4 декабря сотня отправилась на разведку, и в окрестностях Икана казаков неожиданно окружило основное войско кокандской армии. Казаки успели занять оборонительные позиции, устроить завалы из мешков с провизией и лишь подготовились к сопротивлению. В отряде были опытные бойцы, ранее участвовавшие в защите Севастополя и первых походах в Туркестан. На протяжении трех дней, оставаясь без еды и воды, они отбивали многократные атаки противника. Им удалось подбить лошадь самого Алимкула. В ответ мулла послал Серову записку с призывом сдаться и принять новую веру, обещая никому не причинить вреда. Однако предателей не нашлось.
Утром 6 декабря в 7 часов осторожные кокандцы начали атаку с трех направлений. Казаки, истощённые от голода и бессонницы, жёстко отражали четыре последовательные атаки. Затем Серов приказал своим людям собраться в каре и попытаться прорваться. Кокандцы накидывались на уральцев, оставляя за собой отрезанные головы. За три часа казаки прошли меньше трёх верст. В сумерках они заметили отряд, направленный комендантом Туркестана на выручку. Алимкул, увидев помощь, ушел в степь. В результате трехдневной битвы иканская сотня понесла тяжелые потери, утратив более половины своего состава.
О подвиге казаков почти нет упоминаний в учебниках истории, в России нет памятников, посвященных Иканской сотне, и улицы, названной в честь этого героического события, тоже нет. Тем не менее, память о подвиге живет, несмотря на все трудности.