В народной традиции праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. А в Оренбуржье в преддверие этого праздника по традиции проходят выставки оренбургского пухового платка.
«Оренбургский пуховый платок – название собирательное: это и теплый тяжелый платок-шаль, и тонкий, легкий, ажурный платок – «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка», – пишет искусствовед Ирина Бушухина в книге с одноименным названием.

О возрождении старинного народного пуховязального промысла и его связи с современностью мы беседуем с И. М. Болотовой, руководителем пуховой артели.
– Наша артель работает уже шесть лет, – говорит Ирина Михайловна. – За это время число надомниц, сотрудничающих с компанией «ОренбургШаль», значительно увеличилось. Каждая из них уникальна, большинство вяжет с шести-семи лет, а многим уже за 80. Чтобы промысел не угас надо привлекать как можно больше молодежи. К сожалению, у молодых сейчас другие прио-ритеты. Моя мечта – учить школьников вязать платки на уроках труда. Но пока это нереально по ряду причин, хотя я бы не сказала, что это такая уж утопия. Все возможно. Для начала можно отучить несколько человек в Оренбургском областном художественном колледже, где есть отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Руководители ООО «ОренбургШаль» Андрей Уваров и Николай Захаров вместе с Ириной Болотовой планировали устроить в эти дни выставку пуховых платков, посвященную 90-летию Саракташского района, но в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий от этой идеи пришлось отказаться.

– Если бы наши платки сейчас отправить на любую международную выставку, то без золотых или серебряных медалей мы бы оттуда не вернулись, – уверена Ирина Михайловна. – Мы столько времени провели в архивах Оренбургского областного музея изобразительных искусств, изучая узоры хранящихся там платков, так кропотливо собираем все, что связано с традициями пуховязания, отбирая лучшее, что на меньшее даже не рассчитываем.
Одной из составляющих успеха она считает использование пуха местных коз, хотя цены на него заметно возросли.
– Если раньше на нашу просьбу продать пух, нам отдавали его чуть ли не задаром, то теперь продавцы стали более разборчивы. Да и за пухом охотимся не только мы. Что поделать – рынок, – вздыхает она. – Но, с другой стороны, мы подняли престиж платка – фермеры откликнулись на это увеличением поголовья местных пуховых коз. Налицо взаимная выгода. Нам – пух, фермерам – рынок сбыта, покупателям – качественные изделия, отвечающие всем канонам Оренбургского пухового платка.
В связи с тем, что большинство надомниц люди пожилого возраста, теперь к ним приезжает водитель на автомобиле, он и сырье сам привозит, ему и готовые изделия сдают. Это гораздо быстрее, да и для сохранения здоровья вязальщиц немаловажно.
А скоро цех по подготовке сырья и вязанию середин перейдет в новое здание, построенное этим летом. Но об этом чуть позже.
И. Любенкова.
Фото из архива
ООО «ОренбургШаль».